TRADESANCTIONS
Честная сделка

чем обернется новое соглашение между США, Мексикой и Канадой для

мировой торговой системы


Владимир Трофимчук



Заключенное в 1994 году Соглашение о Североамериканской зоне свободной торговли НАФТА (The North American Free Trade Agreement) стало поворотным моментом в развитии международной торговли. Возникшее практически одновременно с Всемирной торговой организацией, оно задало новый стандарт заключения торговых сделок между отдельными экономиками, впервые поставив во главу угла приоритет либерализации торговли, упрощения нетарифного регулирования и устранения таможенных барьеров. Теперь, после 24 лет жизни, НАФТА, охватывающая рынок в 1.2 триллиона долларов, будет заменена на USMCA – "самую большую торговую сделку в истории», по словам Президента США Дональда Трампа. Tradesanctions.ru разобрался, в чем суть нового договора, и какое воздействие он окажет на современную международную торговую систему.

От свободной торговли – к честной


Дональд Трамп неоднократно называл НАФТА «худшей сделкой в истории», отмечая тот факт, что соглашение стимулировало промышленных производителей (прежде всего, автомобильные компании) переносить свои заводы в Мексику, где выгоднее условия по оплате труда работников, а затем экспортировать произведенный товар на рынок США, пользуясь правом беспошлинного ввоза. Другая претензия заключалась в том, что в охват НАФТА не входили другие ключевые отрасли экономики США, как например молочная отрасль, в результате чего Канада имела возможности ограничения американских экспортных возможностей. В результате USMCA устраняет эти перекосы и создает дополнительные стимулы для развития американского экспорта и внутреннего производства.

Так, ключевое изменение коснулось правил происхождения в отношении автомобилей, выполнение которых позволяет производителям претендовать на получение таможенных льгот. Новое соглашение повышает порог по обязательному наличию компонентов, произведенных в Северной Америке, с 62,5% до 75%. Это значит, что у автопроизводителей существенно снижаются возможности по использованию «дешевых» материалов из азиатских стран при производстве автомобилей, вынуждая их искать более дорогие замещающие компоненты на рынках США, Мексики и Канады.

Прежде всего это ограничение коснется международных поставок стали и алюминия. Cогласно торговой статистике, на Мексику приходится 2.7% мирового импорта стали, 3.2% импорта стальной продукции и 3.4% импорта алюминия. И хотя около половины импорта данных товаров Мексикой приходится на США, роль других поставщиков для Мексики также критична: это Китай, Япония, Корея и Германия. Очевидно, что для соблюдения более строгих требований по происхождению комплектующих элементов Мексике придется импортировать больше из США и Канады, что будет стимулировать развитие сталелитейной отрасли в Северной Америке и вынуждать искать партнеров Мексики новые рынки сбыта.

Другое существенное изменение – требование о производстве как минимум 40% комплектующих на фабриках, где рабочие получают минимум 16$ в час. Для Мексики, где минимальный уровень оплаты труда составляет 4.32$ в день, а максимальный заработок в час в промышленном секторе не превышает 4$, такое требование автоматически означает, что правительству нужно существенно оптимизировать производственные процессы. Конечно, по сравнению со стоимостью труда в США (средний часовой доход на производстве – 21,68$) производство в Мексике остается выгодным, но будет требовать от компаний-автопроизводителей существенных затрат на оптимизацию. В среднесрочной перспективе это может привести к ускорению автоматизации труда и, как следствие, сокращению рабочих мест в мексиканском автопроме.

Наконец, США гарантирован высокий уровень максимально допустимого беспошлинного импорта автомобилей из Мексики и Канады – 2.6 миллионов в год. В случае, если импорт превысит этот показатель, у США появляется право применить заградительные пошлины со ссылкой на Секцию 232 Закона о продвижении торговли (Section 232 of the Trade Expansion Act) – именно на основе этого закона были введены недавние тарифные ограничения по стали и алюминию. Текущий объем автомобильных поставок значительно ниже этой цифры – около 1.5 миллионов легковых машин в год из каждой из стран, так что у Мексики и Канады есть достаточно возможностей по наращиванию экспорта автомобилей в США. Примечательно, что USMCA предусматривает запрет на применение пошлин в рамках Секции 232 в отношении класса «легкие грузовики» (light trucks) канадского производства: минивэны, пикапы, фургоны.

Что касается претензий США к Канаде касательно регулирования рынка молочных продуктов, то они тоже были частично удовлетворены. Так, Канада предоставила тарифные квоты (т.е. максимальный объем беспошлинного импорта) по молоку, сыру и сливкам практически на уровне Соглашения о Транс-Тихоокеанском партнерстве (из которого США вышли), однако в случае USMCA США не придется конкурировать с другими странами-бенефициарами льготного режима. При этом США не удалось заставить Канаду отказаться от внутренних механизмов субсидирования молочной отрасли (что было камнем преткновения еще в НАФТА).

Патент по ширине США

Еще одним новшеством USMCA по сравнению с НАФТА стали более строгие нормы по охране прав интеллектуальной собственности. По сути, новое соглашение заставляет Мексику и Канаду изменить свое законодательство и привести его в соответствие с действующим правом США. Так, срок патентной защиты в отношении биопрепаратов увеличен с 8 лет до 10 лет, что может привести к замедлению выхода новых дженериков (т.е. лекарственных препаратов, выпущенных после истечения срока действия патента) на рынок Канады и повышению стоимости лекарств. Кроме того, Канада обязуется ввести правило компенсации времени, затраченного на «задержки при рассмотрении патентной заявки уполномоченным органом», и включить это время в срок действия выданного патента. Также увеличен срок действия авторского права: до 70 лет после смерти автора (сейчас в Канаде действует ограничение в 50 лет).

Дополнительные требования установлены в части борьбы с контрафактом. Вводятся права сторон по проверке транзитных грузов на предмет нарушения прав интеллектуальной собственности. Установлен дополнительный критерий подсчета убытков от нарушения исключительного права: так, размер убытков должен носит полностью компенсирующий характер и предостерегать от повторного нарушения.

Важной победой Канады стало исключение нормы об ответственности интернет-провайдеров за нарушения авторского права. Так, в соглашение включена более строгая норма, требующая от интернет-провайдеров применять специальные внутренние политики по предотвращению получения прибыли от незаконных действий. Несмотря на это, Канаде предоставлено исключение с учетом уже имеющихся гарантий, предоставляемых канадским законодательством.

Лучше не спорить, а договариваться

Важным элементом нового соглашения стала урезанная по сравнению с НАФТА система разрешения споров между сторонами. Так, НАФТА предоставляла три режима: урегулирование споров между инвестором и государством (глава 11), урегулирование споров по вопросу субсидий и антидемпинговых мер (глава 19) и урегулирование межгосударственных споров по вопросу нарушения соглашения (глава 20). USMCA, в свою очередь, ограничивает возможности по инвестиционным спорам только между Мексикой и США (исключая Канаду), при этом два других механизма остались практически в первоначальном варианте.

Это можно считать большой победой Канады. Во время переговоров по тексту USMCA канадское правительство неоднократно заявляло, что сохранение системы разрешения споров в нетронутом виде – «красная линия», без которой Канада не готова подписать соглашение. При этом существовавшая в НАФТА система разрешения споров между государством и инвестором дорого обошлась Канаде. Канадское государство было ответчиком в 17 спорах, инициированных американскими инвесторами, 5 споров все еще находятся в стадии рассмотрения. И хотя в большинстве споров Канаде удалось выиграть, в народе сложилось четкое неудовлетворение возможностями частных компаний таким образом вмешиваться в суверенное право государства на регулирование внутренних экономических отношений. Правда, стоит отметить, что США изначально не были заинтересованы в сохранении жесткого характера механизма главы 11.

Что касается сохранения двух других механизмов разрешения споров, то здесь возникают вопросы. С одной стороны, Канада успешно использовала возможности по оспариванию защитных мер США в отношении леса, молочной продукции и металлов, поэтому сохранение механизма главы 19 – большой успех для канадских переговорщиков. С другой стороны, споры из главы 20, т.е. «чистые» юридические споры из нарушения режима, предоставляемого соглашением о свободной торговле, показали свою неэффективность. За всю историю НАФТА такие споры были инициированы трижды, в одном случае было подтверждено, что США действовали без нарушения НАФТА, в двух других – США была сделана рекомендация устранить нарушение, что в конечном счете не произошло. Эти факторы ставят под вопрос эффективность механизма разрешения споров между США, Мексикой и Канадой в его текущем варианте.

Все лучшее – для своих

Пожалуй, главным достижением американской дипломатии в контексте USMCA выступает так называемая «оговорка о нерыночных экономиках». Это – новшество соглашения, отражающее нынешний настрой американской администрации относительно развития международной торговли. Данная оговорка предусматривает, что стороны должны за три месяца сообщать друг другу о возможных переговорах о торговом соглашении с «нерыночными экономиками». После завершения таких переговоров стороны должны обсудить драфт соглашения в течение месяца с другими партнерами по USMCA. В случае заключения соглашения о свободной торговле с «нерыночной экономикой» другая сторона USMCA может покинуть соглашение.

Такая оговорка направлена, прежде всего, на ограничение возможностей Мексики и Канады заключать внешнеторговые соглашения с Китаем – крупнейшей страной с нерыночной, по мнению США, экономикой. Важно, что определение «нерыночности» остается полностью на усмотрение страны, вступающей в такие переговоры.

Таким образом, заинтересованность в сохранении беспошлинного доступа на рынок крупнейшего торгового партнера будет заставлять Канаду и Мексику дополнительно взвешивать каждое действие в своей внешнеторговой политике, поскольку концепция «нерыночности» экономики, применяемая США, может иметь широкое применение.

Последствия

Новое соглашение между США, Мексикой и Канадой, с одной стороны, устраняет «вакуум непредсказуемости», образовавшийся в Северной Америке после прихода к власти администрации Дональда Трампа, но, с другой стороны, накладывает на партнеров США существенные ограничения, связанные, прежде всего, с возможностью диверсификации импорта и выстраиванию более экономически выгодных производственных цепочек.

Эксперты прогнозируют рост цен на автомобили и продукцию тяжелой промышленности: с одной стороны, американские заградительные пошлины на сталь и алюминий создают новые рабочие места в отрасли, а новые правила квалификации для беспошлинного ввоза продукции на территорию США вынуждают Мексику и Канаду закупать больше американских комплектующих. С другой стороны, использование более дорогих комплектующих и правила по оплате труда автоматически скажутся на росте цен для конечного потребителя. Время покажет, какой из экономических стимулов окажется выгоднее.

Что касается влияния USMCA на последующую мировую практику заключения торговых соглашений, то стоит принимать во внимание несколько факторов. Во-первых, США как ключевой игрок международной торговли, теперь ставят ставку на двусторонние договоренности с отдельными партнерами, нежели чем на создание единой глобальной системы регулирования (будь то через соглашения типа TPP или через правила ВТО). Такие двусторонние договоренности будут носить «индивидуальный» характер, и их положения могут существенно отличаться от USMCA в зависимости от тех или иных внешнеторговых приоритетов США. При этом очевидно, что такая норма как предостережение от заключения сделок с нерыночными экономиками может стать основой запросной позиции США и перекочевать в ряд других международных соглашений. Во-вторых, экспортерам, которые до этого научились эффективно пользоваться моделью НАФТА и встраивать свою продукцию в цепочку беспошлинных поставок, придется дважды взвесить, смогут ли они продолжать участие в таких цепочках на прежних условиях. Переориентация экспорта с рынка Северной Америки на другие страны может вызвать дисбаланс торговли по ряду важных отраслей, прежде всего, металлургии.

USMCA – это первая «проба пера» для нового подхода США к регулированию внешней торговли, который имеет своей конечной целью ограничение возможностей Китая по наращиванию своего глобального экономического присутствия. В ближайшем будущем подход, показанный в USMCA, будет опробован в переговорах с более несговорчивыми игроками – ЕС и Японией. России в данном контексте стоит опасаться распространения ограничений по взаимодействию с нерыночными экономиками, учитывая столь высокую долю государственного присутствия в экономической структуре. Первые тревожные «звоночки» уже есть: Евросоюз недавно принял новые правила проведения атидемпинговых и компенсационных расследований, в которых особое внимание уделяет отдельным нерыночным странам – Китаю и России.


© TS, Владимир Трофимчук, опубликовано 01/2019
photo by @matthewhenry



Повторное включение в санкционный список

Первые в истории санкции

«О противодействии противникам Америки посредством санкций»

Билль, о "сокрушительных санкциях" опубликован

Обратная связь
Здесь Вы можете оставить любой вопрос, касаемо нашего блога
Подписаться на блог
Оставьте свой e-mail, чтобы первыми узнавать о новостях
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Пользовательское соглашение, отказ от ответственности
Уважаемый пользователь сайта www.tradesanctions.ru, во-первых, благодарим за то, что посетили сайт www.tradesanctions.ru – личный блог на такую животрепещущую, постоянно актуализирующуюся тему «санкции». Во-вторых, будьте, пожалуйста, проинформированы, что любая информация, размещенная на сайте www.tradesanctions.ru предназначена только для свободного изучения пользователями сайта. Авторы материалов, представленных на сайте www.tradesanctions.ru, стараются максимально четко и верно представить действительность и предоставить на сайте www.tradesanctions.ru достоверную и полезную информацию, которая отвечает на вопросы пользователей сайта, касающуюся вопроса санкций и торговли, но все может быть, поэтому не исключается возможности возникновения ошибок: поэтому администрация сайта www.tradesanctions.ru и авторы материалов не несут ответственности за появление неточной или ложной информации, а также за использование вами данных, содержащихся на веб-страницах www.tradesanctions.ru либо найденных по ссылкам с www.tradesanctions.ru и соответственно за какой-либо прямой, непрямой, особый или иной косвенный ущерб в результате использования информации на сайте www.tradesanctions.ru (за неточность и не полноту контента; за ущерб, вред и убытки любого характера, причиненные вследствие пользования cайтом www.tradesanctions.ru либо нарушения его работы; за разглашение личных данных, произошедших вследствие нарушения работы и пользования сайта www.tradesanctions.ru). Будьте снисходительны, не взыскательны и не слишком строги). В заметках, представленных на веб-страницах www.tradesanctions.ru, отражено исключительно авторское мнение, которое может расходиться с вашим, но мы рады получить ваши комментарии и конструктивные замечания.

Любые объекты интеллектуальной собственности, как то - товарные знаки, знаки обслуживания, знаки и названия товаров, служб и организаций, права на дизайн, авторские и смежные с ними права, которые упоминаются, встречаются, используются или цитируются в статьях, принадлежат их правообладателям.

Используя сайт www.tradesanctions.ru вы выражаете свое согласие с «Отказом от ответственности» и принимаете всю ответственность, которая может быть на Вас возложена; использование данных с сайта www.tradesanctions.ru осуществляется исключительно по вашему усмотрению и на ваш риск. Ссылки, ведущие к сторонним сайтам, размещены для удобства пользователей и это не означает, что Администрация сайта и автора материалов, размещенных на сайте www.tradesanctions.ru одобряют содержание других сайтов. Данное заявление относится ко всем ссылкам, представленным на сайте www.tradesanctions.ru, и материалам всех веб-сайтов, доступных через баннеры и ссылки c сайта www.tradesanctions.ru. За рекламу, размещаемую на сайте www.tradesanctions.ru, несет ответственность рекламодатель, также как и за возможные последствия (включая любой ущерб), возникшие в результате каких-либо отношений с ним. Чтение, распространение или изменение информации, размещённой на сайте www.tradesanctions.ru может являться нарушением законов той страны, в которой вы просматриваете этот сайт.

Все права на материалы, находящиеся на сайте www.tradesanctions.ru , охраняются авторским и смежным с ними правами в соответствии с международным правом и законодательством Российской Федерации. Администрация Сайта не несёт ответственности за раскрытие Пользователем своих Личных данных и персональной информации.

При использовании любых материалов с сайта www.tradesanctions.ru ссылка и указание источник - на сайт www.tradesanctions.ru - обязательна.

Контакты для общения, для связи по вопросу сотрудничества, опубликования материалов, запросов и других активностей: info@tradesanctions.ru