TRADESANCTIONS
«You are sanctioned», или "правовые" основания введения санкций со стороны США


Единого правового документа, регулирующего различные аспекты санкций, в США нет. Примерная картина нормативного регулирования такова: основополагающий акт, связанный с введением ограничительных мер в отношении третьей стороны, датируется 1917 годом, а под каждый конкретный кейс выпускается отдельный указ Президента США. С учетом интенсивности введения санкций, а также того, что практически каждый раз возникают какие-то новые условия, масштаб правового регулирования института санкций велик. Уже осенью 2018 года сами американские сенаторы подняли вопрос о необходимости систематизации актов - ориентироваться в законах и многочисленных подзаконных актах становится затруднительно.

Tradesanctions.ru провел анализ документов и составил подробную классификацию правовых актов.

Информация будет полезна внешним консультантам и юридическим советникам компаний, которые составляют документы, в частности, по исключению из cанкционных списков.


Основополагающие акты
Основания, порядок введения, а также перечень государственных органов, обеспечивающих правоприменительную деятельность в сфере санкций, устанавливаются в следующих пяти законах.

1. Закон о торговле с врагом (Trading with the Enemy Act, TWEA 1917).


Цель закона - установить основания ограничения торговли США со странами, находящимися в состоянии войны с ними. Президент наделяется правом контролировать или ограничивать торговлю США с ее врагами. Поправки в закон 1933 года оформлены отдельным Законом о чрезвычайной банковской помощи, расширяющим сферу действия «Закона о торговле с врагом» в части операций с золотом: национальные чрезвычайные ситуации на время войны дополнились любыми объявленными национальными чрезвычайными ситуациями. В настоящее время Куба - единственная страна, подпадающая под положения данного закона.



2. Закон о национальных чрезвычайных положениях (National Emergencies Act, NEA, 1976).

3. Закон об экономических полномочиях на случай международной чрезвычайной ситуации (
International Emergency Economic Powers Act, IEEPA, 1977).



Цель законов - установить правомочия Президента США при наличии необычайной и чрезвычайной угрозы национальной безопасности, иностранной политике или экономике США, источник которой полностью или в значительной степени находится вне США ввести в соответствующих Указах ограничительные меры, объем и характер которых определяются им самостоятельно. Управление по контролю над иностранными активами — OFAC (Office of Foreign Assets Control), являющееся подразделением Министерства финансов США (US Department of the Treasury) наделяется правомочиями по реализации Указов Президента США, касающихся ограничительных мер.



4. Закон о контроле над химическим и биологическим оружием и запрете его военного применения (Chemical and Biological Weapons Control and Warfare Elimination Act, CBWCWEA, 1991).

Цель закона - установление оснований применения санкций в отношении стороны, применившей такое оружие.


5. Закон о противодействии врагам Америки посредством санкций (Countering America's Adversaries Through Sanctions Act, CATSAA, 2017).

Цель закона - установление новых санкций в отношении Ирана, Северной Кореи и России. Сокращены максимальные сроки предоставления кредитов попавших под санкции российским банкам с 30 до 14 дней и компаниям нефтегазового сектора с 90 до 60 дней. Ранее введенный запрет для американских компаний на заключение каких-либо соглашений о сотрудничестве с российскими компаниями из санкционного списка распространен на компании третьих стран. В случае нарушениями ими установленных запретов может последовать запрет на экспорт американских товаров и на привлечение заемного финансирования в США, а также отказ в американских визах.



Указы Президента США

Ниже перечислены указы, устанавливающие санкционный режим в отношении России. Однако стоит понимать, что указ Президента США - наиболее гибкий инструмент санкционной политики, и используется в иных случаях применительно к другим странам и субъектам, против которых вводятся ограничения со стороны США.



1. Указ Президента США No 13660 от 6 марта 2014 г. о блокировке собственности определенных лиц, способствующих ситуации на Украине (Executive Order No. 13660 Blocking Property of Certain Persons Contributing to the Situation in Ukraine).



2. Указ Президента США No 13661 от 16 марта 2014 г. о блокировке собственности новых лиц, способствующих ситуации на Украине (Executive Order No. 13661 Blocking Property of Additional Persons Contributing to the Situation in Ukraine).

Указы вводят персональные санкции, блокируют активы и устанавливают запрет на въезд на территорию США для лиц, "ответственных за или участвовавших прямо или косвенно в действиях, подрывающих демократический строй в Украине, действиях, угрожающих миру, безопасности, стабильности, суверенитету и территориальной целостности Украины". Указы предписывают заблокировать активы и ввести запрет на въезд на территорию США определенных лиц:

- участвующих в подрыве демократических процессов и учреждений Украины;

- угрожающих безопасности, стабильности, суверенитету и территориальной целостности Украины;

- участвующих в хищении государственного имущества Украины; или

- действующих от имени государственной власти, не имея на то законных полномочий от Правительства Украины.

Вышеуказанными актами были заложены механизмы, которые применялись в отношении российских граждан впоследствии, а именно заморозка имущества и имущественных прав лиц, которые были определены и добавлены в SDN-list - cписок граждан особых категорий и запрещенных лиц, формируемый Управлением по контролю за иностранными активами Министерства финансов США (Office of Foreign Assets Control - OFAC). При этом под понятие «Blocking Property» подпадает имущество или имущественные права, контролируемые либо представляемые в интересах лиц, входящих в список SDN.



3. Указ Президента США No 13662 от 20 марта 2014 г. о блокировке собственности новых лиц, способствующих ситуации на Украине» (Executive Order No. 13662 Blocking Property of Additional Persons Contributing to the Situation in Ukraine).



Указом вводятся так называемые «секторальные санкции» - меры в отношении конкретных секторов экономики России (финансового, энергетического, горнодобывающий промышленности и машиностроения, сектора инженерных услуг, оборонного сектора и смежной с ним промышленности). Определяет, какие именно операции запрещены с лицами, попавшими под секторальные санкции.



4. Указ Президента США No 13685 от 19 декабря 2014 г. о блокировке собственности определенных лиц и запрещении определенных операций на территории Крыма» (Executive Order No. 13685 Blocking Property of Certain Persons and Prohibiting Certain Transactions With Respect to the Crimea Region of Ukraine).



Цель указа: блокировка права пользования и распоряжения собственности определенных лиц и запрета на определенные операции на территории Крыма. Данным Указом запрещен ввоз или вывоз товаров, услуг или технологий в или из Крыма, а также инвестиции в Крымский регион Украины лицом Соединенных Штатов, где бы данное лицо не находилось.




3. Директивы OFAC

OFAC - подразделение Министерства финансов США, занимающееся вопросами финансовой разведки, планированием и применением экономических и торговых санкций; выпускает специальные разрешения (Генеральные Лицензии), исключающие определенные операции либо лиц из-под действия санкций.

Касательно санкций в отношении российских лиц приняты следующие Генеральные лицензии:




1. Секторальные санкции:


Лицензия № 1А от 20 марта 2014 г. в версии от 12 сентября 2014 г. (GENERAL LICENSE NO. lA) — позволяет на определенных условиях участвовать в транзакциях, связанных с деривативами, с лицами из санкционного списка;

Лицензия № 2 от 12 сентября 2014 г. (GENERAL LICENSE NO. 2 ) — вводит переходный период для завершения сделок с лицами, попавшими под санкции;

Лицензия № 3 от 6 октября 2014 г. (GENERAL LICENSE NO. 3) — устанавливает запрет на совершение американскими лицами сделок с новыми долговыми обязательствами, выпущенными организациями из санкционного списка, со сроком погашения более 30 дней.


2. Санкции в отношении инвестиционной деятельности в Крыму



Лицензия № 4 от 19 декабря 2014 г. (GENERAL LICENSE NO. 4) — позволила экспорт и реэкспорт медикаментов, медицинского оборудования, замещающих товаров и сельскохозяйственных товаров с территории США или лицами США;

Лицензия № 5 от 30 декабря 2014 г. (GENERAL LICENSE NO. 5) — установила короткий переходный период для завершения всех операций в Крыму;

Лицензия № 6 от 30 января 2015 г. (GENERAL LICENSE NO. 6)— разрешила переводы денежных средств резидентам Крыма в некоммерческих целях;

Лицензия № 7 от 30 января 2015 г. (GENERAL LICENSE NO. 7) — разрешила пользование банковскими счетами, открытыми на территории США, в некоммерческих целях резидентами Крыма;

Лицензия № 8 от 30 января 2015 г. (GENERAL LICENSE NO. 8) — разрешила на территории Крыма
операции, связанные с приемом и передачей телекоммуникационных сообщений, а также почты.


4. Разъяснения OFAC


Для точного понимания некоторых вопросов, связанных с санкциями, следует обращаться к разъяснениям OFAC. Толкования и разъяснения не являются нормативными актами, тем не менее, они позволяют единообразно толковать политику применения санкций.

Разъяснения (ответы на часто задаваемы вопросы (FAQ) публикуются на сайте OFAC в специальных разделах, посвященных конкретному государству, в отношении которого введены санкции, или общим вопросам санкций.

Также выпускаются отдельные обзоры. К примеру, в отношении санкций, связанных с украинским вопросом, был выпущен отдельный аналитический обзор "Санкционная программа, связанная с Украиной/Россией" (UKRAINE/RUSSIA RELATED SANCTIONS PROGRAM, версия от 16/07/2016 г.)

Ранее в 2015 году был выпущен справочник по мерам в ответ на обход введенных санкций (Crimea Sanctions Advisory).

Tradesanctions.ru советует регулярно проводить мониторинг ответов на FAQ по действиям санкций в отношении иных государств, а также в отношении толкования законодательных положений санкционной тематики (например, по таким вопросам, как "Правило 50%" (50 Percent Rule). Так Ответом № 399 FAQ было дано уточнение, что компания подпадает под санкции в том случае, если лица из санкционных листов владеют 50 % уставного капитала компании в совокупности (например, 2 таких лица владеют по 25 %). Однако это не единственное разъяснение по вопросу "Правила 50 %". Ответы и руководства содержатся в разных разделах сайта OFAC.




5. Директивы в отношении лиц под санкциями



Внесение в "Список лиц под секторальными санкциями США" (SSI) производится в соответствии с директивами, издаваемыми OFAC.

Директивы устанавливают конкретные ограничения в отношении юридических лиц, которые ведут свою деятельность в том или ином секторе экономики, затронутым ограничительными мерами.


По состоянию на январь 2019 года их четыре:


Директива 1, касающаяся финансового сектора (Directive 1 as Amended Under Executive Order 13662 (September 29, 2017);

Директива 2, касающаяся энергетического сектора (Directive 2 as Amended Under Executive Order 13662 (September 29, 2017);

Директива 3, касающаяся оборонного сектора (Directive 3 Under Executive Order 13662 (September 12, 2014);

Директива 4, касающаяся сектора разведки и добычи нефти и газа (Directive 4 Under Executive Order 13662 (October 31, 2017).


© Сысоева А.В. опубликован 02/2019







Повторное включение в санкционный список

Первые в истории санкции

«О противодействии противникам Америки посредством санкций»

Билль, о "сокрушительных санкциях" опубликован

Обратная связь
Здесь Вы можете оставить любой вопрос, касаемо нашего блога
Подписаться на блог
Оставьте свой e-mail, чтобы первыми узнавать о новостях
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Пользовательское соглашение, отказ от ответственности
Уважаемый пользователь сайта www.tradesanctions.ru, во-первых, благодарим за то, что посетили сайт www.tradesanctions.ru – личный блог на такую животрепещущую, постоянно актуализирующуюся тему «санкции». Во-вторых, будьте, пожалуйста, проинформированы, что любая информация, размещенная на сайте www.tradesanctions.ru предназначена только для свободного изучения пользователями сайта. Авторы материалов, представленных на сайте www.tradesanctions.ru, стараются максимально четко и верно представить действительность и предоставить на сайте www.tradesanctions.ru достоверную и полезную информацию, которая отвечает на вопросы пользователей сайта, касающуюся вопроса санкций и торговли, но все может быть, поэтому не исключается возможности возникновения ошибок: поэтому администрация сайта www.tradesanctions.ru и авторы материалов не несут ответственности за появление неточной или ложной информации, а также за использование вами данных, содержащихся на веб-страницах www.tradesanctions.ru либо найденных по ссылкам с www.tradesanctions.ru и соответственно за какой-либо прямой, непрямой, особый или иной косвенный ущерб в результате использования информации на сайте www.tradesanctions.ru (за неточность и не полноту контента; за ущерб, вред и убытки любого характера, причиненные вследствие пользования cайтом www.tradesanctions.ru либо нарушения его работы; за разглашение личных данных, произошедших вследствие нарушения работы и пользования сайта www.tradesanctions.ru). Будьте снисходительны, не взыскательны и не слишком строги). В заметках, представленных на веб-страницах www.tradesanctions.ru, отражено исключительно авторское мнение, которое может расходиться с вашим, но мы рады получить ваши комментарии и конструктивные замечания.

Любые объекты интеллектуальной собственности, как то - товарные знаки, знаки обслуживания, знаки и названия товаров, служб и организаций, права на дизайн, авторские и смежные с ними права, которые упоминаются, встречаются, используются или цитируются в статьях, принадлежат их правообладателям.

Используя сайт www.tradesanctions.ru вы выражаете свое согласие с «Отказом от ответственности» и принимаете всю ответственность, которая может быть на Вас возложена; использование данных с сайта www.tradesanctions.ru осуществляется исключительно по вашему усмотрению и на ваш риск. Ссылки, ведущие к сторонним сайтам, размещены для удобства пользователей и это не означает, что Администрация сайта и автора материалов, размещенных на сайте www.tradesanctions.ru одобряют содержание других сайтов. Данное заявление относится ко всем ссылкам, представленным на сайте www.tradesanctions.ru, и материалам всех веб-сайтов, доступных через баннеры и ссылки c сайта www.tradesanctions.ru. За рекламу, размещаемую на сайте www.tradesanctions.ru, несет ответственность рекламодатель, также как и за возможные последствия (включая любой ущерб), возникшие в результате каких-либо отношений с ним. Чтение, распространение или изменение информации, размещённой на сайте www.tradesanctions.ru может являться нарушением законов той страны, в которой вы просматриваете этот сайт.

Все права на материалы, находящиеся на сайте www.tradesanctions.ru , охраняются авторским и смежным с ними правами в соответствии с международным правом и законодательством Российской Федерации. Администрация Сайта не несёт ответственности за раскрытие Пользователем своих Личных данных и персональной информации.

При использовании любых материалов с сайта www.tradesanctions.ru ссылка и указание источник - на сайт www.tradesanctions.ru - обязательна.

Контакты для общения, для связи по вопросу сотрудничества, опубликования материалов, запросов и других активностей: info@tradesanctions.ru