TRADESANCTIONS
Маршрут

«Север-Юг»

что, зачем и когда?


Тимур Вердиев

17 мая 2018 года в Астане было подписано Временное соглашение, ведущее к образованию зоны свободной торговли между ЕАЭС и Ираном. Это соглашение, а также ряд иных договоренностей демонстрирует вектор международной политики России, направленной на существенное сближение с Ираном в торговой сфере. В данном контексте особое значение приобретают способы доставки товаров. Специалисты Tradesanctions.ru изучили один из наиболее масштабных проектов, направленных на создание эффективной транспортной системы, связывающей Россию и Иран: международный транспортный коридор «Север – Юг».

И что же это за маршрут вообще такой – «Север – Юг»?

Если быть более точным, «Север – Юг» - это не совсем маршрут, корректнее называть его «международный транспортный коридор» (МТК). В отличие от маршрута, который подразумевает под собой лишь путь следования объекта, МТК является высокотехнологичной транспортной системой, функционирующей на основе одного или нескольких видов транспорта, перевозящих грузы как раз по определенному маршруту. Первоначально МТК планировался как связующее звено между Индией, Ираном и Россией. Однако в настоящее время функционирование МТК предполагается по маршруту Россия – Иран – Россия.

А вот мы слышали про «Новый шелковый путь», так вот, «Север – Юг» - не часть этого пути?

Нет, МТК «Север - Юг» не имеет отношения к «Новому шелковому пути». «Новый шелковый путь» является совершенно иной инициативой. Даже сами маршруты обоих МТК имеют абсолютно разную направленность: Восток – Запад – Восток в случае с «Новым шелковым путем» и Север – Юг – Север в случае с МТК «Север – Юг». Если «Новый шелковый путь» в определенной мере повторяет маршрут исторического шелкового пути, то «Север – Юг» до определенной степени схож с Волго-Балтийским торговым путем (путь из Скандинавии на Ближний Восток).

Так, а какой маршрут то в итоге у МТК «Север – Юг» и функционирует ли он?

Первоначально МТК планировался как связующее звено между Индией, Ираном и Россией. Однако в настоящее время функционирование МТК предполагается маршрутом Россия – Иран – Россия. О создании коридора говорится с 1999 года, при этом, до сих пор нельзя говорить о реализации проекта «Север-Юг». Наземный маршрут коридора разделен на Восточный и Западный.

Западный коридор является незаконченным, поскольку не проведен железнодорожный маршрут от Приграничного города Астара (на левом берегу реки Астара находится азербайджанский город, а на правом – иранский) через Решт до города Казвин. Именно по указанному маршруту планируется прямое сообщение из России (Астрахань – Махачкала – Самур) через территорию Азербайджана в Иран. Сроки по сдаче иранской части дороги не раз переносились, и несмотря на то, что уже был осуществлен пробный запуск грузовых поездов, иранский участок дороги так и не сдан в эксплуатацию.

В то же время функционирует Восточный маршрут коридора, проходящий по двум ветвям: старой – Казахстан – Узбекистан – Туркменистан – Иран и новой – Казахстан – Туркменистан – Иран.

Хорошо, Западный маршрут МТК «Север – Юг» не работает, а можно более детально понять, какие же есть логистические пути в Иран?

1. Железнодорожное сообщение.

Железнодорожное сообщение в Иране все еще не достаточно развито: большинство линий не электрифицированы, имеется нехватка грузовых вагонов и локомотивов.

У России с Ираном по факту единственное железнодорожное сообщение через Восточный маршрут коридора Север – Юг. Соответственно в плане интенсификации поставок можно говорить об актуальности поставок из регионов, прилегающих к соответствующему маршруту. Путь же через Нахичевань (до Джульфы) не функционирует из-за конфликта в Нагорном Карабахе.

Тем самым, поставка товаров железнодорожным способом возможна по железной дороге до Астары, далее – автотранспортом, либо через Восточный маршрут коридора Север – Юг.

2. Морское сообщение.

Традиционным маршрутом поставок морским транспортом из России в Иран служит Каспийское море. Поставки могут осуществляться из российских портов Астрахани, Оли и Махачкалы в иранские Энзели, Ноушехр, Амирабад. Данный способ поставки видится оптимальным, однако имеет определенные минусы, связанные с перегрузкой товаров, поскольку при полной логистической цепочке может использоваться до 4 видов транспорта (автодорога – железная дорога – речной транспорт (Астрахани находится на реке Волга) – морской транспорт)

Также при поставках из Северо-Западных регионов России (Санкт-Петербург, Калининградская область) может быть более выгодны морской маршрут через Суэцкий канал, с дальнейшим выходом в Персидский залив с доставкой до соответствующих портов Ирана. Аналогичные поставки возможно осуществлять и через Черноморские порты.

3. Автотранспортное сообщение.

Россию и Иран связывают две дороги: первый путь проходит вдоль побережья Каспийского моря через Дагестан и Азербайджан, а второй — по Военно-Грузинской дороге через Крестовый переход (Джвари) в горах.

Маршрут по Военно-Грузинской имеет две основные проблемы: 1) часто бывает закрыт в зимнее время; 2) плохо подходит для грузового транспорта. Помимо этого, указанная дорога пересекает границы двух государств (Грузия, Азербайджан).

Тем самым подходящим видится сообщение вдоль побережья Каспийского моря через Азербайджан. Имеется трасса Е119, ведущая по маршруту:

- Москва – Тамбов - Волгоград – Астрахань – Махачкала – Магарамкент на территории России

- Сиазань – Куба – Баку – Ленкорань – Астара на территории Азербайджана

- Астара – Тегеран на территории Ирана

© TS, Тимур Вердиев, опубликовано 01/2019
photo by @waldemarbrandt67w



Повторное включение в санкционный список

Первые в истории санкции

«О противодействии противникам Америки посредством санкций»

Билль, о "сокрушительных санкциях" опубликован

Обратная связь
Здесь Вы можете оставить любой вопрос, касаемо нашего блога
Подписаться на блог
Оставьте свой e-mail, чтобы первыми узнавать о новостях
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Пользовательское соглашение, отказ от ответственности
Уважаемый пользователь сайта www.tradesanctions.ru, во-первых, благодарим за то, что посетили сайт www.tradesanctions.ru – личный блог на такую животрепещущую, постоянно актуализирующуюся тему «санкции». Во-вторых, будьте, пожалуйста, проинформированы, что любая информация, размещенная на сайте www.tradesanctions.ru предназначена только для свободного изучения пользователями сайта. Авторы материалов, представленных на сайте www.tradesanctions.ru, стараются максимально четко и верно представить действительность и предоставить на сайте www.tradesanctions.ru достоверную и полезную информацию, которая отвечает на вопросы пользователей сайта, касающуюся вопроса санкций и торговли, но все может быть, поэтому не исключается возможности возникновения ошибок: поэтому администрация сайта www.tradesanctions.ru и авторы материалов не несут ответственности за появление неточной или ложной информации, а также за использование вами данных, содержащихся на веб-страницах www.tradesanctions.ru либо найденных по ссылкам с www.tradesanctions.ru и соответственно за какой-либо прямой, непрямой, особый или иной косвенный ущерб в результате использования информации на сайте www.tradesanctions.ru (за неточность и не полноту контента; за ущерб, вред и убытки любого характера, причиненные вследствие пользования cайтом www.tradesanctions.ru либо нарушения его работы; за разглашение личных данных, произошедших вследствие нарушения работы и пользования сайта www.tradesanctions.ru). Будьте снисходительны, не взыскательны и не слишком строги). В заметках, представленных на веб-страницах www.tradesanctions.ru, отражено исключительно авторское мнение, которое может расходиться с вашим, но мы рады получить ваши комментарии и конструктивные замечания.

Любые объекты интеллектуальной собственности, как то - товарные знаки, знаки обслуживания, знаки и названия товаров, служб и организаций, права на дизайн, авторские и смежные с ними права, которые упоминаются, встречаются, используются или цитируются в статьях, принадлежат их правообладателям.

Используя сайт www.tradesanctions.ru вы выражаете свое согласие с «Отказом от ответственности» и принимаете всю ответственность, которая может быть на Вас возложена; использование данных с сайта www.tradesanctions.ru осуществляется исключительно по вашему усмотрению и на ваш риск. Ссылки, ведущие к сторонним сайтам, размещены для удобства пользователей и это не означает, что Администрация сайта и автора материалов, размещенных на сайте www.tradesanctions.ru одобряют содержание других сайтов. Данное заявление относится ко всем ссылкам, представленным на сайте www.tradesanctions.ru, и материалам всех веб-сайтов, доступных через баннеры и ссылки c сайта www.tradesanctions.ru. За рекламу, размещаемую на сайте www.tradesanctions.ru, несет ответственность рекламодатель, также как и за возможные последствия (включая любой ущерб), возникшие в результате каких-либо отношений с ним. Чтение, распространение или изменение информации, размещённой на сайте www.tradesanctions.ru может являться нарушением законов той страны, в которой вы просматриваете этот сайт.

Все права на материалы, находящиеся на сайте www.tradesanctions.ru , охраняются авторским и смежным с ними правами в соответствии с международным правом и законодательством Российской Федерации. Администрация Сайта не несёт ответственности за раскрытие Пользователем своих Личных данных и персональной информации.

При использовании любых материалов с сайта www.tradesanctions.ru ссылка и указание источник - на сайт www.tradesanctions.ru - обязательна.

Контакты для общения, для связи по вопросу сотрудничества, опубликования материалов, запросов и других активностей: info@tradesanctions.ru