TRADESANCTIONS

"Заклятые партнеры"




обзор действующих санкций ЕС против России (по состоянию на январь 2019 г.)
Санкции или ограничительные меры ЕС в отношении Кремля являются частью стратегии европейских стран по оказанию политического и экономического давления на руководящие элиты РФ с целью достижения скорейшего урегулирования восточноукраинского кризиса и защиты территориальной целостности и суверенитета Украины.

Первые ограничительные меры ЕС в отношении Российской Федерации были введены в начале марта 2014 г. и затрагивали политико-дипломатические аспекты двустороннего взаимодействия. В дальнейшем меры были расширены и включили в себя адресные ограничения в отношении физических лиц и организаций, а также запрет на экономическое взаимодействие с Крымом и Севастополем. Наконец, важнейшим этапом политики ЕС по отношению к России в контексте украинского кризиса стали экономические санкции и секторальные меры, введенные в июле 2014 г. и ограничившие возможности для финансового, военного и торгового сотрудничества Сторон. Всего с момента начала санкционного противостояния институтами ЕС было принято около 50 официальных документов разного уровня, направленных как на введение новых, так и расширение уже действующих ограничительных мер.

Руководствуясь задачей формирования исчерпывающего досье санкционных мер, применяемым ЕС в отношении РФ в контексте событий на Востоке Украины, Tradesanctions.ru проанализировал основные материалы по вопросу и подготовил обзор действующих ограничений, о которых необходимо знать российскому бизнесу.

ЕВГЕНИЯ ПОМЕРЛЯН


И не друг, и не враг, а – так
Ограничения в сфере политико-дипломатического сотрудничества стали первым этапом санкционной политики ЕС в отношении Российской Федерации.

6 марта 2014 г. на внеочередной встрече Европейского совета лидеры 28 европейских стран выступили с совместным заявлением, осуждающим действия РФ на Востоке Украины и выразили надежду на скорейшее урегулирование конфликта посредством двустороннего или многостороннего мирного диалога. В своем заявлении лидеры государств-членов ЕС подтвердили решения, впервые сформулированные в рамках Совета ЕС 3 марта, касающиеся отмены июльского саммита Россия-ЕС, замораживания двустороннего диалога по вопросу безвизового режима, а также приостановки работы по разработке нового соглашения о партнёрстве и сотрудничестве.

Дополнительно, участники встречи поддержали ранее принятое решение европейских стран о приостановлении подготовки саммита Большой восьмерки, местом проведения которого в силу ротации председательствующей страны должна была стать Российская Федерация. В последствии саммит Большой восьмерки, предварительно запланированный к проведению в г. Сочи, был отменен и западные страны перешли к новому формату взаимодействия – Большой семерки (без участия РФ), чья встреча состоялась в июне 2014 г. в Брюсселе. Таким образом, Россия лишилась полноценного диалога не только с одним из важнейших торгово-экономических партнеров (ЕС), но и потеряла доступ к неформальному клубу обмена мнениями лидеров ведущих экономически развитых стран мира, являющемуся важной площадкой для координации действий по ключевым вопросам международной повестки.

Отголосками политики ЕС по сокращению официальных дипломатических контактов с РФ стало также последующее приостановление переговоров по присоединению последней к Организации экономического сотрудничества и развития, заявку на вступление в которую Россия подала еще в 2007 г., а также Международному энергетическом агентству. Комментируя приостановление процесса присоединения, журнал the Economist написал, что «путинская Россия провалила главный тест на соответствие идейно-ценностным основам Организации, являющийся важнейшим условием присоединения к ОЭСР».

Если нельзя, но очень хочется – то можно?

Следующим шагом в политике сдерживания РФ в контексте ее действий на Востоке Украины стало введение 17 марта 2014 г. в ответ на проведение референдума о статусе Крыма адресных ограничений в отношении физических и юридических лиц тем или иным образом причастным, по мнению ЕС, к эскалации конфликта, а также нарушению территориальной целостности и суверенитета Украины.

Первый санкционный список включил в себя 21 человека. Персональные санкции, выразившиеся в запрете на въезд на территорию государств-членов ЕС, а также заморозку финансовых активов, затронули ряд военных и политических фигур Украины и России, а также представителей самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик. С момента своего введения в марте 2014 г. указанный список расширялся более 10 раз, последний раз 13 сентября т.г.

В настоящее время санкционный перечень включает в себя 155 физических и 44 юридических лица и действует до 15 марта 2019 г. Среди видных политических деятелей РФ, попавших под санкции, можно выделить С.В. Железняка, Л.Э. Слуцкого, С.Е. Нарышкина, Д.Н. Козака, В.В. Володина, М.Е. Фрадкова, Б.В. Грызлова, В.В. Жириновского и др.

Важно, что, несмотря на общий запрет на въезд, Решением Совета ЕС регламентируются условия, в рамках которых государства-члены ЕС могут отойти от данного правила. Так, въезд на территорию ЕС или транзит для лиц, включенных в перечень, может быть согласован в случае, если целью поездки является посещение международных встреч, организуемых ООН или ОБСЕ и направленных на достижения решения по вопросу урегулирования украинского кризиса. Кроме того, ограничения, накладываемые Советом ЕС на государства-члены по недопущению на свою территорию подсанкционных лиц, не затрагивают случаи, когда государства-члены связаны обязательствами международного права, в частности как принимающая сторона международной межправительственной организации, а также в соответствии с многосторонними соглашениями, предоставляющими дипломатические привилегии и иммунитеты.

Для предоставления исключения из запрета на въезд государство-член ЕС должно направить в Совет ЕС письменное уведомление. В случае отсутствия возражений всех 28 государств-членов, такое исключение может быть предоставлено. В случае наличия возражений, решение о предоставлении исключения может быть принято квалифицированным большинством.

Запрет на все крымское


Продолжая политику непризнания результатов референдума о статусе Крыма 23 июня 2014 г. Советом ЕС было санкционировано введение нового пакета ограничительных мер.

На этот раз а предметом санкционных мер стали возможность ведения бизнеса, осуществления инвестиций, а также развитие торговых отношений с территориями Крыма и Севастополя.

Так, в ответ на присоединение Крыма к России, ЕС ввел запрет на импорт всех товаров, происходящих с территории Крыма или Севастополя, а также оказание европейскими фирмами услуг по страхованию, перестрахованию и финансовому посредничеству в отношении сделок по поставкам указанных товаров. При этом происходящим, согласно соответствующему Решению Совета ЕС, товар считается в том случае, если он был полностью произведен на данной территории или был подвергнут достаточному уровню переработки.

Важной оговоркой, подчеркивающей позицию ЕС по вопросу о статусе Крыма, здесь является тот факт, что в случае, если товары, произведённые в Крыму или Севастополе, ввозятся на территорию ЕС с использованием преференциального сертификата происхождения, выданного компетентными органами Украины, запрет на импорт не применяется.

Дополнительно, Решение Совета ЕС ввело запрет на осуществление физическими и юридическими лицами, подпадающими под юрисдикцию ЕС, инвестиций в инфраструктурные объекты Крыма и Севастополя в рамках таких секторов экономики как транспорт, телекоммуникации и энергетика. Поставки и трансфер технологий и оборудования, необходимых для реализации проектов по рассматриваемым отраслям также попали под запрет. Аналогичные ограничения были наложены на физических и юридических лиц в сфере добычи полезных ископаемых и минерального сырья (нефти и газа).

Наконец, ограничения в отношении Крыма и Севастополя затронули возможность европейских компаний предоставлять туристические услуги на территории Крыма и Севастополя, в том числе, запрещается плавание и стоянка круизных кораблей в акваториях портов Крыма и Севастополя.

18 июня т.г. в рамках заседания Совета ЕС действие ограничительных мер по возможности ведения бизнеса, осуществления инвестиций, а также развитие торговых отношений с территориями Крыма и Севастополя для физических и юридических лих, подпадающих под юрисдикцию ЕС, было продлено до 29 июня 2019 г.

Основная глава санкционной саги

Важнейшим этапом санкционной политики ЕС по отношению к РФ в контексте событий на Украине стали экономические меры секторальные характера, одобренные Советом ЕС 31 июля 2014 г.

Основными элементами нового пакета мер стали:

  • запрет на экспорт товаров и технологий двойного назначения
  • запрет на экспорт технологий, используемых для разведки и добычи нефтизапрет на импорт и экспорт вооружения
  • ограничения по доступу на первичный и вторичный финансовые рынки ЕС

Первый блок секторальных санкций коснулся ограничений на экспорт товаров и технологий двойного назначения в РФ в случае, если такие товары приобретаются для военных целей или существует риск использования данных товаров в военных целях. Все товары двойного назначения, приобретателями которого выступают силовые структуры, рассматриваются согласно Регламенту как товары, предназначенные для военного использования. Под товарами двойного назначения в данном случае понимаются все товары, входящие в Приложение к Директиве ЕС № 428/2009 и включающие такие категории товаров как компьютеры, программное обеспечение, авиационная электроника и навигация, техника для судоходства, двигательные установки и проч.

В последней редакции Регламента (изменения внесены Регламентом Совета ЕС № 960/2014) ограничения на экспорт товаров и технологий двойного назначения приобрели точечный характер. Так, был выделен список из 9 российских оборонных предприятий, включающий в себя: АО Сириус, ОАО Станкоинструмент, ОАО РТ-Химкомпозит, АО Калашников, АО Тульский оружейный завод, АО НПК Технологии машиностроения, АО НПО высокоточные комплексы, АО Концерн ВКО Алмаз-Антей, АО НПО Базальт, поставки в адрес которых, а также оказание финансового и технического содействия которым запрещаются.

Основная опасность введения данного ограничения связана с тем, что к категории товаров двойного назначения можно отнести довольной широкую номенклатуру изделий и комплектующих, которые применяться как в военных, так и в гражданских целях. В этой связи, при наличии определенной заинтересованности со стороны ЕС ограничения на поставки товаров и технологий двойного назначения могут затронуть деятельность многих российских компаний, закупающих иностранные комплектующие.

Наравне с ограничением на экспорт товаров и технологий двойного назначения ЕС был введен запрет на поставку или трансфер технологий, используемых в нефтедобывающей отрасли. В частности, согласно принятому Регламенту под ограничения подпадают технологии, используемые для разведки и разработки глубоководных нефтяных месторождений, добычи сланцевой нефти, а также разработки нефтяных месторождений в Арктике.

Следующий крупный блок ограничений затронул товары и технологии, включенные в Общий военный список ЕС. Согласно принятому Регламенту запрещается не только импорт/экспорт, но также и прямое и непрямое финансирование, оказание технической поддержки или посредничества в отношении поставок указанных товаров.

Важно понимать, что сам по себе факт попадания импортируемого товара в «санкционные» перечни не означает автоматического запрета на его поставку или эксплуатацию в России. В случае соблюдения процедур, установленных Регламентом в части представления информации о конечной цели применения товара или технологии, разрешение на его поставку в РФ может быть получено. Кроме того, директива предусматривает возможность для выполнения европейскими компания обязательств по контрактам, заключенным до 1 августа 2014 г.

На практике введение секторальных мер означает, что если предметом экспорта является товар двойного назначения, а страной поставки выступает Россия европейские экспортеры должны получать разрешение на вывоз, для чего направлять соответствующий запрос в регулирующие органы. При получении такого запроса компетентные национальных органы государств-членов ЕС определяют конечную цель поставки и принимают решение о возможности или невозможности выдачи разрешения. Отметка о наличии разрешения указывается в экспортной декларации (графа 44 SAD).

Наконец, последний блок секторальных мер, оказавших не меньшее влияние на российскую экономику, чем запрет на экспорт товаров и технологий, касается ограничений по доступу РФ на рынок капитала ЕС. В частности, в соответствии с принятым Регламентом установлен запрет на осуществление долгового финансирования со сроком погашения более 30 дней пяти крупнейшим российским банкам – Сбербанку, ВТБ, Газпромбанку, ВЭБу и Россельхозбанку. Также запрещается проводить операции с облигациями и другими ценными бумагами, выпущенными данными банками и имеющими срок обращения более 30 дней. Аналогичные ограничения – запрет на предоставление займов и ограничение на операции с ценными бумагами сроком обращения более 30 дней – введены в отношении трех компаний нефтегазового сектора ("Роснефть", "Транснефть", "Газпром нефть") и трех крупнейших оборонных предприятий ("Уралвагонзавод", "Оборонпром" и Объединенная авиастроительная корпорация).

Установленный запрет распространяется также на операции юридических лиц, учрежденных за пределами ЕС, 50 % и более которых принадлежит компаниям, включенным в соответствующие санкционные списки, а также физических лиц, действующих от имени этих компаний.

Принимая во внимание кардинальное расхождение Сторон в отношении отдельных аспектов урегулирования ситуации на Востоке Украины, возможность скорой нормализации отношений, а, следовательно, и снятия санкционного режима в отношении РФ, вызывает большие сомнения. Санкции, как отметил в свое время один из представителей российской Государственной Думы, пришли в нашу жизнь всерьез и надолго, и от того насколько быстро российский бизнес сможет среагировать на данные изменения будет напрямую зависеть эффективность его функционирования в будущем. О том, что необходимо знать российскому бизнесу, чтобы справиться с основными рисками, связанными с действием ограничительных мер, Tradesanctions.ru продолжит делится в следующих материалах.


© TS, Евгения Померлян, опубликовано 01/2019
photo by @stereophototyp



Повторное включение в санкционный список

Первые в истории санкции

«О противодействии противникам Америки посредством санкций»

Билль, о "сокрушительных санкциях" опубликован

Обратная связь
Здесь Вы можете оставить любой вопрос, касаемо нашего блога
Подписаться на блог
Оставьте свой e-mail, чтобы первыми узнавать о новостях
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Пользовательское соглашение, отказ от ответственности
Уважаемый пользователь сайта www.tradesanctions.ru, во-первых, благодарим за то, что посетили сайт www.tradesanctions.ru – личный блог на такую животрепещущую, постоянно актуализирующуюся тему «санкции». Во-вторых, будьте, пожалуйста, проинформированы, что любая информация, размещенная на сайте www.tradesanctions.ru предназначена только для свободного изучения пользователями сайта. Авторы материалов, представленных на сайте www.tradesanctions.ru, стараются максимально четко и верно представить действительность и предоставить на сайте www.tradesanctions.ru достоверную и полезную информацию, которая отвечает на вопросы пользователей сайта, касающуюся вопроса санкций и торговли, но все может быть, поэтому не исключается возможности возникновения ошибок: поэтому администрация сайта www.tradesanctions.ru и авторы материалов не несут ответственности за появление неточной или ложной информации, а также за использование вами данных, содержащихся на веб-страницах www.tradesanctions.ru либо найденных по ссылкам с www.tradesanctions.ru и соответственно за какой-либо прямой, непрямой, особый или иной косвенный ущерб в результате использования информации на сайте www.tradesanctions.ru (за неточность и не полноту контента; за ущерб, вред и убытки любого характера, причиненные вследствие пользования cайтом www.tradesanctions.ru либо нарушения его работы; за разглашение личных данных, произошедших вследствие нарушения работы и пользования сайта www.tradesanctions.ru). Будьте снисходительны, не взыскательны и не слишком строги). В заметках, представленных на веб-страницах www.tradesanctions.ru, отражено исключительно авторское мнение, которое может расходиться с вашим, но мы рады получить ваши комментарии и конструктивные замечания.

Любые объекты интеллектуальной собственности, как то - товарные знаки, знаки обслуживания, знаки и названия товаров, служб и организаций, права на дизайн, авторские и смежные с ними права, которые упоминаются, встречаются, используются или цитируются в статьях, принадлежат их правообладателям.

Используя сайт www.tradesanctions.ru вы выражаете свое согласие с «Отказом от ответственности» и принимаете всю ответственность, которая может быть на Вас возложена; использование данных с сайта www.tradesanctions.ru осуществляется исключительно по вашему усмотрению и на ваш риск. Ссылки, ведущие к сторонним сайтам, размещены для удобства пользователей и это не означает, что Администрация сайта и автора материалов, размещенных на сайте www.tradesanctions.ru одобряют содержание других сайтов. Данное заявление относится ко всем ссылкам, представленным на сайте www.tradesanctions.ru, и материалам всех веб-сайтов, доступных через баннеры и ссылки c сайта www.tradesanctions.ru. За рекламу, размещаемую на сайте www.tradesanctions.ru, несет ответственность рекламодатель, также как и за возможные последствия (включая любой ущерб), возникшие в результате каких-либо отношений с ним. Чтение, распространение или изменение информации, размещённой на сайте www.tradesanctions.ru может являться нарушением законов той страны, в которой вы просматриваете этот сайт.

Все права на материалы, находящиеся на сайте www.tradesanctions.ru , охраняются авторским и смежным с ними правами в соответствии с международным правом и законодательством Российской Федерации. Администрация Сайта не несёт ответственности за раскрытие Пользователем своих Личных данных и персональной информации.

При использовании любых материалов с сайта www.tradesanctions.ru ссылка и указание источник - на сайт www.tradesanctions.ru - обязательна.

Контакты для общения, для связи по вопросу сотрудничества, опубликования материалов, запросов и других активностей: info@tradesanctions.ru